В России продолжают предпринимать меры для того, чтобы сделать электронную очередь в МАПП «Забайкальск» доступной для всех перевозчиков

Сегодня,12:54

В России продолжают реформировать электронную очередь для грузовиков

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»

В России продолжают совершенствовать систему электронной очереди для грузовиков с тем, чтобы она действительно была доступной для всех перевозчиков. Как рассказали в Министерстве транспорта, на данный момент из системы удалили перевозчиков, у которых нет доступа к международному рынку, и ввели ограничения в отношении 600 подозрительных личных кабинетов. Одновременно тестируются антибот-платформы, а с 1-го сентября в системе в принципе начнут действовать новые правила, которые позволят блокировать пользователей, нарушающих правила работы электронной очереди.

Напомним: впервые систему электронной очереди для грузовиков в России запустили с 1-го сентября 2023-го года. На первом этапе она действовала в трех пунктах пропуска: МАПП «Забайкальск» (граница с Китаем), МАПП «Чернышевское» (граница с Литвой) и МАПП «Бугристое» (граница с Казахстаном).

С 25-го декабря прошлого года к этому переченю также добавили МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном.

При этом, как рассказывают перевозчики, с основными трудностями они сталкиваются при регистрации в системе в МАПП «Забайкальск».

Поскольку этот пункт пропуска является основным направлением для выполнения перевозок с Китаем, а Китай после 2022-го года стал главным торговым партнером для РФ и логистические потоки переориентировались преимущественно на него, места в электронной очереди в МАПП «Забайкальск» стали очень востребованными, тем более что без регистрации в системе грузовой транспорт в принципе не может пересечь границу.

Как следствие, на рынке появилось большое количество посредников и недобросовестных перевозчиков, которые с помощью специальных программ и ботов «расхватывают» слоты, как только те появляются в системе, чтобы затем их перепродать, хотя сама электронная очередь изначально вводилась как бесплатная.

В итоге, добросовестным перевозчикам приходится прибегать к услугам посредников или самим использовать боты, поскольку самостоятельно в соответствии с действующими правилами забронировать себе дату и время пересечения границы в МАПП «Забайкальск» практически нереально.

Такая проблема в МАПП «Забайкальск» существует чуть ли не с самого момента запуска системы, однако в Министерстве транспорта РФ и «Росгранстрое» ею всерьез озаботились только весной этого года, когда после совещания с профильными организациями и представителями логистического бизнеса пообещали наконец-то предпринять реальные меры для свободного функционирования электронной очереди.

И, что интересно, определенные шаги в этом направлении на самом деле уже сделаны.

Так, в частности, уже официально принят закон, который ужесточает требования к регистрации в системе и бронированию электронной очереди. Этот закон будет вступать в силу поэтапно. Первый этап запланирован на 1-е сентября 2025-го года: с этого числа, например, перевозчиков смогут временно заблокировать в системе в случае использования ими ботов и специальных программ.

Кроме того, с 1-го сентября 2025-го года подобную блокировку смогут ввести и в отношении отдельного грузовика, если транспортное средство не прибыло к пункту контроля в зоне ожидания или прибыло к границе без наличия заявки в системе, а также если транспортное средство с момента прохождения контроля в пункте контроля было оставлено на подъезде к пограничному переходу на срок более трех часов.

В дальнейшем основания для блокировки в электронной очереди будут расширять. Они в том числе будут предусматривать ограничения по числу отмененных и неисполненных заявок.

Помимо закона, если верить заявлению Министерства транспорта РФ, на данный момент предприняты и другие практические шаги для переформатирования системы электронной очереди.

Как недавно отчитались в ведомстве, на портале ГИС ЭПД, через который происходит регистрация в системе, введены ограничения в отношении 600 подозрительных личных кабинетовОдновременно из системы удалены перевозчики, у которых нет допуска к выполнению международных перевозок.

Плюс к этому, протестированы специальные антибот-платформы.

«Такая система защиты позволит снизить нагрузку на основную IT-инфраструктуру, повысить уровень безопасности от ботов и фрода, сократить число ложных запросов, парсинга и фишинга, повысить стабильность и скорость пользовательского доступа», — подытожили в Министерстве транспорта РФ.

Добавим также, что с 1-го октября 2025-го года систему электронной очереди для грузовиков должны запустить в МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией. А поскольку пункт пропуска сейчас является единственным действующим на участке российско-грузинской границы и через него проходит основной маршрут доставки товаров из Турции, без практических мер по очищению системы здесь могут возникнуть такие же проблемы, как в МАПП «Забайкальск».